Лекция 6. Диссоциативный тип
У некоторых людей возникает особенный симптом, который носит название дереализация: кратковременное или постоянное ощущение нереальности происходящего («Предметы кажутся другими», «Все вокруг колышется, будто я пьян») или собственной измененности («Во мне живут два человека»). Люди очень разнообразно описывают эти переживания, очень страдая не только от самого этого состояния, но и от невозможности объяснить его. Тем не менее описываемое состояние - не предвестник психоза, а одно из проявлений тревоги, потому-то оно и сопутствует эмоциональным нарушениям.
Люди не рождаются с ощущением целостности личности, оно развивается благодаря множеству факторов. В отличие от многих детей, у которых самооценка себя и окружающих развивается нормально, у детей, проживающих в неблагополучной среде, разнообразные чувства и эмоции разобщены. У таких детей развиваются способности защищаться от неблагоприятных условий через уход в разные формы собственной личности.
1. Феноменология диссоциативного «Я».
2. Условия окружающей среды, детерминирующие возникновение диссоциативного «Я».
3. Дереализация и деперсонализация – как защитные механизмы диссоциативной личности.
4. Основные потребности диссоциативного типа личности.
5. Этапы работы с таким клиентом и установление контакта.
6. Особенности переноса и контрпереноса в контакте и личностью с диссоциативным уровнем функционирования.
7. Ответы на вопросы.
Дополнительно: анализ кейса (1 час).